О творчестве / About handmade

[Осторожно! Много текста без фотографий]
Творчество и рукоделие всегда были со мной. Рисование, после вышивка, бижутерия, после шитье. Я помню, как сменялись веяния и тенденции, как появлялись первые магазины для рукоделия и handmade набирал обороты (такой вот я динозавр). Я увлекалась всегда чем-то, разным, пробовала, в основном - получалось. Мне часто говорили - открывай свой интеренет-магазин, Ярмарка Мастеров, etsy - давай уже! Это популярно, почему ты не продаешь свои изделия?
Честно - я пыталась, продавала игрушки в рукодельных магазинах своего города, там где их принимали (однажды мне сказали, что работают только с мастерами, которые в любой момент пошьют нужное количество товара, продавать пару зайцев они не будут). Что-то продавала в интернете - не всегда удачно, но продавала. Читала о продажах на etsy и иногда думала о том, что бы заняться этим всерьез. И не начинала. Что-то останавливало постоянно.
Думаю, останавливала меня царствующая в handmade жажда наживы, завышенные цены, смерть творчества, и неуверенность в себе, естественно.

Что такое творчество?

Подумайте - что такое творчество? Не только рукоделие, но и танцы, и рисование, и еще что-то? Какие этапы надо пройти для того, что бы творить? Я думаю, первый этап - это техника. Человек знакомиться с каким-то видом, изучает, смотрит, пробует. Оттачивает технику. Прямые стежки, красивые развороты, правильная постановка стоп, работа с инструментом. Долго оттачивает технику многократными повторами. Второй этап - опыт. Смотреть как делают другие, копировать, пробовать. И опыта должно быть много. Много разных рисунков, неимоверное количество постановок в танце, куча отшитых предметов. С огрехами, ошибками. И когда опыта наберется много - когда составляющих частей - движений, приемов, деталей - будет очень много, тогда начинаются эксперименты. Тогда начинается творчество.
Представьте себе, что вам подарили конструктор машинки и кроме него, в вашем распоряжении ничего нет. Вы можете сделать из него.... ммм... машинку? недомашинку, велосипед - и то, не факт. Потом вам подарили конструктор дома, а потом объяснили, что в этих двух конструкторах можно заменять детальки для того, что бы сделать еще что-то кроме дома и машинки. Потом дарят еще конструкторы и еще. Пока в вашем арсенале не оказалась целая коробка деталей, в которой все части подходят друг другу и вы знаете как их соединять. И тогда появляются города и неведомые конструкции. Потому что из всего арсенала, который вы знаете и умеете использовать, вы, бесконечными возможностями сопоставления, можете делать новые формы. И какие-то из этих форм буду прекрасны. Это творчество.
Вкратце - творчество для меня - это бесконечный процесс сопоставления имеющихся в арсенале опыта деталей с целью найти новые или существенно улучшить имеющиеся формы и методы.
Пока в коробке всего три детали, вы можете соединить только первую деталь со второй, или с третьей, или вторую с третьей или соединить все три. Все, только 4 варианта. Но если вы - счастливый обладатель целой коробки деталей да еще знаете как их соединять и какие крепежи делать, да еще и любите что-то конструировать - представляете сколько там сочетаний может быть? Думаю, представить сложно. Хотя посчитать можно. В разделе теории вероятности есть такое понятие как число сочетаний. Вот оно и подскажет число вариантов в вашей коробке деталей.
Так вот к чему я это все - к тому, что в современной handmade индустрии очень и очень мало творчества. И я эту фальшь чувствую. И не хочу в ней участвовать. И если вам показались мои высказывания грубыми - почитайте дальше, я приведу свою аргументацию.

О магазинах ручной работы и не только

Итак, лет 10-12 назад волна моды на товары ручной работы докатилась до Украины. Первое, что помню - появились магазины с фурнитурой для бижутерии и морем бусинок. Ура! Наконец-то феничкам из бисера на леске пришла альтернатива сережек, брошей  и прочего! Параллельно появились круглогубцы и другие -губцы, помогающие такие классные вещи воротить, что я меняла серьги каждый день и все мои подружки ходили в украшениях, сделанных мной. А потом я открыла для себя Лавку художника в которой появились краски для ткани, кракелюр, салфетки для декупажа и понеслось! Увлечения сменяли одно другое, мне все нравилось и даже неплохо получалось.
Первое, что меня напрягло в мире handmade - цены на готовые изделия. Конечно, если купить все материалы для декупажа - шкатулка с картинкой под старину получится золотой. Стало понятно - пока одни рукодельничают - другие отлично зарабатывают на материалах для рукоделия. И я вообще не против, хорошие материалы отлично отрабатывают свою цену и радуют качеством. Но купить заготовку для шкатулки, грунтовку, декупажную карту, лак, кракелюр, кисточку - это еще не сделать классную шкатулку. А люди, выставляющие на продажу разные вещицы, похоже, так и думали.

Ведь появился интерес не только на занятие рукоделием, но и на покупку "сделанного своими руками, с частичкой сердца в каждом изделии". Отличный слоган, а главное очень удобный - торчат нитки - так я ж руками пришивала, конечно. Уши пришиты не симметрично - ну так, это ж handmade! Ручной труд, единственный экземпляр! И опять перегиб - слова правильные, а вещи - нет. Начали появляться магазины с товарами ручной работы - штампованные кофейные котики и мишки, бижутерия из бусин, купленных в одном и том же Монпасье и куклы Тильды, пошитые из готовых наборов Тони Финнангер.

А теперь мы подходим к самому главному. Магазины товаров ручной работы наполнены не творчеством, а плагиатом. Люди, застряли на втором этапе к творчеству - там, где набирается опыт, шьются аналоги по чужим выкройкам. А некоторые легко перепрыгнули первый этап нарабатывания техники и спокойно продают зайцев-тильда с торчащими нитками и кривыми швами. Или плохо набитых слонов.
Сколько раз читала о том, что создаются клоны страничек Татьяны Конне, о том, сколько раз она просила - люди, придумайте что-то свое, не крадите, не выдавайте за свое!
Зачем же эти бесконечные мастер-классы, руководства по шитью, книги Тони Финнангер, pdf-руководства Татьяны Максименко и многое другое (написала авторов, которые сразу пришли в голову)? Я считаю, что все это нужно для второго этапа - для опыта, для поиска, для изучения. Шить по чужим мастер-классам, рисовать по видео youtube, танцевать чужие связки - это не творить, это учиться. Вы спросите - куда девать все результаты накопления опыта? Куда девать все сшитое по мастер-классам? Этот вопрос стоял и передо мной. Чаще всего я дарю друзьям или оставляю себе. Это несовершенные вещи, да. Но в них вложены мои старания, мои хорошие эмоции, а часто они пошиты с мыслью о конкретном человеке - так что я их дарю с радостью. Или можно отдавать в детские дома.
Моя основная мысль: handmade должен быть индивидуальным, творческим и качественным. Если что-то из этого вызывает сомнения - лучше не мнить себя творцом.

А теперь к вопросу моего рукоделия и его продажи. Я чувствую себя еще на второй стадии - мне надо очень много работать и над техникой, и над собственно творчеством. Я хочу предельно качественные вещи по адекватной цене. Я хочу индивидуальности и узнаваемости. А пока этого нет - я не хочу, что бы мои реплики известных игрушек отправлялись в магазин. Не надо создавать рукодельный Китай. Поэтому в основном я раздариваю свои работы или продаю по низким ценам. Пусть это назовут "ты не ценишь свой труд", зато я честна с собой и не штампую кукол Конне, и не жду когда кто-то что-то придумает что-то эдакое что бы содрать и продать.

Думаю, будет уместным вопрос о вышивке - ведь не все ж будут свои схемы придумывать, тем более когда у известных фирм уже есть потрясающие схемы. Что делает вышивку индивидуальной? На мой вкус - ровные крестики, подбор основы, изнанка и оформление. Да, мотив может быть одинаковым, но его оформление - почти всегда разный.

Я понимаю, что современный мир - это мир продаж. Все торгуют. Всем торгуют. Вчера наткнулась на статью, что можно, а что не стоит продавать в Инстаграмме. Серьезно? В Инстаграмме продают сантехнику? Мир сошел с ума - я еще за унитазом в Инстаграмм не ходила. Я понимаю, что handmade - прибыльная тема, везде все пестрит фотографиями заек, которые ищут мамочку. Но, пожалуйста, те девчонки (нас в рукодельных делах - подавляющее большинство), которые не зависят материально напрямую от рукоделия, давайте не убивать творчество. Давайте дарить реплики друзьям и знакомым и честно говорить - да, это я сшила по мотивам того-то мастер-класса, давайте учиться у тех, кто действительно перешел от плагиата к творчеству, или просить за свои изделия адекватные цены и предоставлять отличное качество. Давайте будем честны сами с собой и находить свой путь в творчестве. И не забывать, что в наших игрушках, подушках и так далее должна быть часть нас, а не других авторов.

Кто дочитал до конца - спасибо :)

Комментарии

  1. Спасибо. А еще очень хотелось бы, чтобы подаренным пользовались. А то иногда подаришь что-то, например, красивое кухонное полотенчико с обвязкой крючком, а люди прячут его в шкаф.(
    Пусть вещь стареет, ветшает, но украшает и радует. Все наши инрерьерные штучки должны радовать, здесь и сейчас, правда?
    Я тоже не люблю продавать. Но дарить люблю.

    ОтветитьУдалить
  2. Да. Очень многое верно подмечено.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий